25 октября 1959 года на спасательном судне «ЭПРОНе» поднят флаг аварийно-спасательной службы ВМФ СССР. Это первое судно проекта 527. Из девяти судов-спасателей этой серии — единственное, которое сейчас встрою и готово прийти на помощь.

Своему рождению корабль проекта 527 обязан “холодной войне” между странами НАТО и социалистическим лагерем. После Великой Отечественной войны ВМФ СССР ежегодно пополнялся 20-30 надводными кораблями и 8-10 подводными лодками. Уже к середине 50-х годов общее количество подлодок превысили 400 штук, боевых кораблей – 900 единиц. Возникла потребность в создании спасательных судов, которые бы могли оказывать поддержку флоту в океанской зоне.

Разработка первого такого корабля началась в 1953 году, а уже в марте 1957 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен головной корабль проекта 527, любовно прозванный “горбатым”. Флаг аварийно-спасательной службы ВМФ СССР был поднят на судне 25 октября 1959 года.

Новый корабль был поистине гигантом водоизмещением почти 3,4 тыс тонн и длиной почти 90 метров (существующие спасательные корабли были переделанными трофейными немецкими тральщиками с водоизмещением около 500 тонн). Из-за статного вида он получил прозвище “Водолазный крейсер”. Корабль мог выполнять все виды спасательных работ – буксировку, пожаротушение, глубоководные водолазные работы.

Изначально спасательное судно проекта 527 было безымянным и дважды меняло номера – “МБ-26” и “СС-26”. Только в 1989 году, по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы ЧФ, получило название “ЭПРОН” (расшифровывается как “Экспедиция подводных работ особого назначения”).

В 1977 году впервые в ВМФ именно спасательное судно “Эпрон”, а не боевой корабль, было объявлено лучшим кораблём флота.

А ещё целых четыре раза судно находилось в зоне боевых действий в периоды, начиная с 1 июня 1972 года. Дважды это была Сирия и дважды в 1983 году – Египет. В 1993 году судно в составе соединения осуществило поход в район грузино-абхазского конфликта, были спасены сотни людей из горящего Сухуми. Об одних только этих страницах можно было бы написать целую повесть.

Среди операций корабля: спасение подводной лодки “Б-641” в Средиземном море, танкера “Вакуленчук”, плавучей базы “Волга”, морозильного траулера “Азов”, выполнение сложных взрывных работ на затонувшем большом противолодочном корабле “Отважный”. “ЭПРОН” нашёл и поднял со дна моря более 30 самолётов и вертолётов, потерпевших катастрофу над морем, сотни торпед, мин, техники и оборудования.

После развала СССР корабль долгое время простаивал. Трагедия с подводными лодками “Комсомолец” и “Курск” заставило командование ВМФ обратить внимание на спасателей. “ЭПРОН” отремонтировали, обновили оборудование и вернули в море.

Последний этап модернизации корабля начался в 2016 году. За следующие три года на “ЭПРОНе” обновили водолазный комплекс, благодаря чему снизился риск декомпрессии, оснастили глубоководным необитаемым аппаратом “Пантера+”, который способен работать на глубинах до тысячи метров. Корабельную стрелу заменили 12-тонным гидравлическим краном. Судно получило новые дизельные генераторы, опреснительную установку, новое поисковое оборудование, в частности – буксируемый гидролокатор бокового обзора. Корпус тоже отремонтировали.

“ЭПРОН” — единственное судно ВМФ России, которое выполняет практическую подготовку водолазов-глубоководников в морских условиях: благодаря использованию воздушно-гелиевых смесей они могут выполнять работы на глубине до 160 метров, а в экстренных случаях – до 200. А благодаря необитаемым подводным аппаратам, которые несёт на себе корабль, работы могут производиться на глубине до 700 метров.

Использована информация с сайтов crimea.ria.ru, sevastopol.su