Одной из самых до конца непонятных и даже таинственных катастроф, произошедших с кораблями военно-морского флота Советского Союза в послевоенное время, считается гибель линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 года. 

История линкора

Линкор “Новороссийск”, который до 1949 года носил имя “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”) был заложен в 1910 году на верфи “Ансальдо” в Генуе (Италия), спущен на воду в 1911 году, вступил в состав военно-морских сил (ВМС) Италии в 1913 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 годов. После модернизации, проведенной в 1933-1937 годах, водоизмещение линкора составляло 29 тысяч тонн, скорость хода 28 узлов (51,9 километра в час).

В ходе Второй мировой войны (1939-1945) линкор участвовал в боевых действиях на Средиземном море — занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.

В сентябре 1943 года корабль капитулировал на острове Мальта.

Согласно специальному соглашению, державы-победительницы разделили итальянский флот в счет репараций.

Линкор достался Советскому Союзу. 6 февраля 1949 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР, 26 февраля он прибыл в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”.

Хроника гибели

Вечером 28 октября 1955-го “Новороссийск” вернулся в Севастополь из похода и занял место у бочки № 3 неподалеку от Морского госпиталя. Часть экипажа отпустили на берег в увольнение. На борту оставались около полутора тысяч человек, включая новое пополнение и курсантов морских училищ. Настроение у моряков было приподнятое: на следующий день намечались торжественные проводы в запас многих старшин и матросов.

В половине второго под корпусом с правого борта в носу прогремел взрыв, эквивалентный тонне тротила. Линкор сильно тряхнуло — позже выяснится, что он получил пробоину площадью более 150 квадратных метров. Шквал огня пробил днище, второе дно, платформы, три броневые палубы и разворотил полубак. Корабль фактически прошило взрывом насквозь — снизу доверху. Забортная вода мгновенно затопила нижние помещения и носовую электростанцию. Следом залило спальные кубрики. Большинство находившихся в них моряков — от 100 до 200 человек — погибли практически сразу.

После первого, спустя всего полминуты, состоялся и второй взрыв, уже по левому борту, который корпус не пробил, но серьезно помял его. Практически сразу линкор, еще находившийся на плаву, попытались буксиром оттянуть на мелководье, однако вскоре прибыло начальство в лице командующего Черноморским флотом Пархоменко, который этот процесс остановил, что и сыграло роковую роль в дальнейших событиях.

Приказ об их эвакуации Пархоменко дал лишь под утро, примерно к 4 часам, а в 4 часа 15 минут “Новороссийск” лег на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. Люди, находившиеся на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. Погибли 611 человек, в том числе 32 человека из аварийных партий крейсеров “Михаил Кутузов” и “Молотов”, 139 человек были ранены. Особо ужасна была судьба матросов, запертых во внутренних помещениях корабля. Даже когда он перевернулся и ушел под воду, они все еще продолжали стучать по корпусу, и этот страшный стук полностью прекратился лишь 1 ноября.

В 1956 году Советским Союзом было начато проведение уникальной операции по подъему линкора со дна. Проводилась она так называемым «методом продувания» (воздухом из корпуса выдували воду, благодаря чему он всплыл). Таким образом, «Новороссийск» подняли на поверхность 4 мая 1957 года.

Версии

Причины и характер взрыва линкора “Новороссийск” достоверно не установлены. Первой версией трагедии был взрыв корабельного боезапаса. Но она отпала, когда водолазы обследовали корпус: характер разрушений указывал на то, что взрыв был все-таки наружным. По заключению правительственной комиссии, произошел взрыв невытраленной германской донной неконтактной мины, поставленной еще в годы войны. Водолазы тщательно обследовали дно и обнаружили 17 таких мин, причем три — в радиусе 100 метров от последней стоянки линкора.

По другой версии, неофициальной, линкор отправили на дно итальянские диверсанты. Многие историки полагают, что боевые пловцы незаметно установили на корпус линкора заряды со взрывчаткой. В пользу этой версии, в частности, говорит то, что к 29 октября 1955-го итальянские торговые суда как по команде покинули Севастополь.

В севастопольском военно-морском музее “Михайловская батарея” истории корабля посвящены четыре зала. В экспозиции — предметы интерьера линкора, поднятые со дна водолазами, личные вещи моряков, письма выживших, рассекреченные документы того времени. Каждый год 29 октября ветераны-черноморцы собираются здесь, чтобы почтить память павших товарищей.