
26 мая 1829 года капитаном Казарским были произнесены исторические слова: «Нам не уйти от неприятеля, будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». Через несколько часов российский корабль «Меркурий» одержал победу в бою над двумя турецкими линейными кораблями в районе Босфорского пролива.
Этот бой должен был стать не боем, а избиением. Бриг «Меркурий» водоизмещением в 445 тонн, с экипажем из 115 человек и вооружённый 18 пушками, столкнулся с двумя турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей», которые несли на себе до 1500 человек команды и были вооружены 110 и 74 пушками соответственно. То есть турецкие корабли обладали десятикратным превосходством в артиллерии.
Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе. Бриг, можно сказать, был «специальной постройки». Ему уменьшили осадку для возможности маневрирования на мелководье, что плохо сказалось и на ходовых характеристиках, и на размере трюма.
Шёл второй год Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».

26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками — им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта», приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» успешно оторвались от турецкой эскадры. А вот «Меркурию» этого не удалось даже под всеми парусами– сыграли своё более слабые ходовые характеристики. Два османских линкора — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — быстро начали настигать «Меркурий».



Дальнейшие события показали, что лучше бы они этого не делали. Пока длилось преследование, для турок всё шло хорошо. Но когда «Селимие» и «Реал-бей» почти настигли русский бриг, намереваясь взять его в клещи и поставить меж двух огней, капитан «Меркурия» Александр Казарский показал, чего могут стоить 18 лёгких пушек в руках хорошо обученной команды. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» сбил ядрами своих орудий всю парусную оснастку неприятеля и оставил его в «совершенно жалком виде», тем самым, нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после трехчасового боя они прекратили преследование.
В бою «Меркурий» получил 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений рангоута и 133 пробоины в парусах. Четверо матросов погибло, шестеро ранено. Капитан-лейтенант Казарский был контужен.
Бриг отправили на ремонт в Севастополь после того, как он воссоединился с основными силами флота. Бриг «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, став вторым судном в истории русского флота, удостоившимся такой награды. 3 мая 1830 года на церемонии поднятия присутствовал капитан Казарский. Он, как и штурман Прокофьев, были награждены Орденом Святого Георгия IV степени, остальные офицеры – орденом Святого Владимира IV степени. Все офицеры были повышены в следующий чин, матросы и офицеры были удостоены на пожизненную пенсию в размере их двойного жалования.


Александр Иванович Казарский получил звание капитана второго ранга. В его герб был добавлен тульский пистолет (тот самый, из пороховой-камеры) и изображение брига.
В 1839 году в Севастополе был открыт памятник А.И. Казарскому. По указу Николая I на памятник был нанесена надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Это первый памятник в городе.
Согласно приказу императора Николая I, в флоте всегда должен быть корабль по конструкции и экипажу подобный этому бригу, носить имя «Меркурий» и ему должен передаваться Георгиевский флаг. Бриги давно устарели, и их уже не строят. Но корабли с названием «Память «Меркурия»» или «Меркурий» строили исправно.
Последний из них, корвет серии 20380, спущен на воду 12 марта 2020 года и включен в состав Черноморского флота Российской Федерации.

